Развитие сети проектных офисов «Агенты развития»
В рамках проекта будет внедрена модель проектного офиса как практикоориентированного сетевого формата сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 10-11 классов, разработаны методические рекомендации по ее масштабированию.
Структурно-функциональная модель проектного офиса предполагает:
- интеграцию психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности детско-взрослой образовательной общности в структуру школы через создание методического объединения «Индивидуальный проект»,
- запуск кружков проектной направленности, определяющей формирование умений проектной деятельности;
- организацию проектной деятельности школьников в партнерстве с вузами, представителями малого, среднего и крупного бизнеса через инструменты социального и интеллектуального волонтерства.
В результате реализации проекта будут достигнуты следующие качественные результаты:
- созданы проектные офисы школах
- созданы методические объединения «Индивидуальный проект»
- разработана методика конструирования программы сопровождения индивидуальных проектов и проектных команд одной/нескольких школ в условиях сетевого партнёрства
- разработаны схемы включения представителей вузов, предприятий, предпринимателей, родительского сообщества в программы сопровождения индивидуальных проектов и проектных команд на основе социального и интеллектуального волонтерства
- проведена региональная научно-практическая конференция для директоров школ, педагогов- наставников проектной деятельности с участием партнеров сети в целях презентации результатов по апробации модели и программ
- разработан комплект методических рекомендаций, включающих:
- организационно-нормативную документацию проектного офиса и методического объединения «Индивидуальный проект»,
- методические рекомендации по конструированию программ сопровождения индивидуальных проектов и проектных команд,
- методические рекомендации по созданию сопровождающего сообщества и схемы его работы, учебные кейсы по движению команд в проектах,
- инструментарий по диагностике профессионального самоопределения и устойчивости профессионального выбора, по диагностике сформированности проектной компетентности.
Актуальность
Индивидуальный проект как обязательный предмет учебного плана в средней школе закреплен требованиями ФГОС СОО с 2010 года. Однако, как показывает контекстный анализ методических рекомендаций, представленных в свободном доступе интернет-ресурсов, по преподаванию данного метапредметного курса до сих пор не сложилась культурная норма сопровождения педагогов и школьных проектных команд, как в рамках нового предмета, так и в целом детско- взрослых проектных сообществ в условиях школы. В то же время нахождение приемлемого для уклада московских школ решения в виде модели и описания методики ее внедрения, в том числе с учетом возможных вариантов ее адаптации при разной степени готовности школ, станет эффективным инструментом осознанного профессионального самоопределения и устойчивого выбора дальнейшей траектории обучения старшеклассников.
Проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников школ осложняется драматическими переменами в экономике, вызванными пандемией коронавируса в 2020 г. Специалисты характеризуют сложившуюся ситуацию на рынке термином «карьерный шок», когда происходит стремительная трансформация предложений работодателей, меняются рынки вакансий, требуется незамедлительная реакция подростков и обеспокоенных родителей. С карьерным шоком можно справляться, если выпускник школы умеет самоопределяться к профессиональному профилю, профессии, профессиональному сообществу, в которых не произошло сокращений и иных критических изменений. Именно поэтому такой актуальной является системная работа с обучающимися 10-11 классов по вовлечению их в устойчивые профессиональные сообщества, предлагающие для выпускников траектории «вуз-предприятие» или «вуз — научное сообщество» в значимых для экономики города направлениях подготовки. Решение этой проблемы опирается на изменение формата организации проектной деятельности обучающихся — переход от внутришкольной подготовки проекта под руководством предметника- наставника к взаимодействию с ВУЗом, предприятием по инициации проектной темы у школьников или вовлечение их в текущие проекты научно-образовательных или профессиональных сообществ с конкретной посильной для школьников задачей.
Внедрение коллаборативных моделей организации проектной деятельности обучающихся
Поддержка педагогов, обучающих старшеклассников проектированию, и удовлетворение профессиональных интересов подростков в контексте задач профессионального самоопределения предполагает широкий круг партнеров и сетевой формат взаимодействия.
Организация сетевого формата требует создания рабочего и коммуникативного пространства, куда педагоги школ могут обратиться за научно-методическим сопровождением процесса обучения проектной деятельности, а подростки могут прийти со своими идеями, предложениями, сомнениями, получить консультацию, помощь в формировании недостающих компетенций, проработке и акселерации проекта и его вывода на презентацию экспертному сообществу.
Таким местом станет проектный офис в школе.
Положения предложения для Школ—участниц
В центре внимания обучающийся в контексте системного развития проектных компетенций
Создаваемые коллаборации:
- участников экосистемы: школа-кружок- колледж/ВУЗ- бизнес/предприятие
- форматов (дистанционное и традиционное очное)
- потенциала субъектов: эксперт — педагог-наставник кружка — обучающийся
- ресурсов собственных педагога и доступных сервисов, образовательных платформ
Проектируемая и создаваемая в школе инфраструктура — Проектный офис — условие запуска, сопровождения, самопрограммирования коллаборативной организации проектной деятельности обучающихся.
Проектный офис
Предлагаем организацию Проектного офиса под ключ в Вашей Школе.
- Организационная структура и экосистема проектируется под цели и задачи Школы
- Мы проживаем вместе годовой цикл, в течение которого развиваем культуру проектной деятельности в заинтересованном сообществе и организуем процессы внутри
- В нашем сообществе Вы обретете поддержку более 10 профессионалов, роли которых многопозиционные: от методистов, модераторов, инженеров, ученых, управленцев до методологов и визионеров. Также можем встроить наставников в процессы под Ваши задачи
- Результатом деятельности педагогической лаборатории будет комплексная модель реализации программ проектного образования, в разработке которой примут участие педагоги Школы.
Насколько осязаем будет результат — зависит от степени включенности коллектива!
ПРОЕКТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтобы обучающиеся освоили культуру проектной деятельности и включились в реальное проектирование, направленное на изменение мира, педагогам школы предстоит подумать над перестройкой привычных форматов в преподавании предметов
Какие педагогические технологии будем использовать в следующем году?
Предстоит включить в них элементы проектной деятельности, создать детско-взрослое сообщество, «зараженное» идеей изменений и преобразования
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ — РАЗВИВАЕМ КУЛЬТУРУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Без специально созданных в школе организационных и методических структур, команд-единомышленников не обойтись. И самое главное – директор школы должен все эти изменения замыслить и поддерживать. Без его воли и интереса ничего не изменится. А преобразовывать придется практически весь уклад школы. Но это того стоит. Таким образом, проектным мышлением и деятельностью должны владеть все субъекты образовательного процесса.
Преимущества сотрудничества
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГСТРУКТУР И ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ |
ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО МЕТАПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ |
СОЗДАНИЕ НОВОЙ СТРУКТУРЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПИД |
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНЫХ СООБЩЕСТВ |
ПРОЕКТИРУЕМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ
Запускаем цикл стратегических сессий и вместе проектируем программу развития. Включаем метапредметное содержание.
ОРГАНИЗУЕМ ЭКОСИСТЕМУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организуем взаимодействие системы, опираясь на потенциал школы и ресурсы региона (вузы, предприятия). Проводим обучение педагогов.
Трансформируем оргструктуру предметного содержания. Привлекаем экспертов. Управляем процессом развития культуры проектной деятельности в течение учебного года. Запускаем работу проектного офиса, лабораторий, кружков в новом качестве.
Выстраиваем годовой цикл внутренних и внешних мероприятий
ФОРМИРУЕМ КОМАНДЫ ЛИДЕРОВ ИЗМЕНЕНИЙ
Формируем ядро центра управления проектами из членов коллектива и представителей профессиональных сообществ в целях их последующей самостоятельной работы
Проектный офис
Перечень разработанных документов по итогам этапа реализации (апробации) включает в себя следующий учебно-методический комплект по сопровождению проектной деятельности:
- Рекомендуемая организационная модель и методика самообследования качества реализации проектного образования
- Организационно-нормативная документация проектного офиса и методического объединения «Индивидуальный проект»
- Примерная учебная программа и методические рекомендации по реализации проектного образования в рамках основной образовательной программы для обучающихся 10-11 классов по предмету «Индивидуальный проект»
- Учебные кейсы по движению команд в проектах
- Инструментарий по диагностике профессионального самоопределения и устойчивости профессионального выбора, сформированности проектной компетентности
Функции команды «АГЕНТЫ РАЗВИТИЯ»
- Регламентация норм проектной деятельности, порядка организации проектной деятельности, критериев оценки результатов проектной деятельности
- Проектирование развивающей сред
- Организация и управление процессами согласно Положению о проектной деятельности
- Ведение внутреннего реестра наставников
- Подбор, обучение, повышение квалификации педагогов-предметников до педагогов-наставников
- Подбор тем проектов. Экспертиза проектов
- Формирование и утверждение Реестра проектов для реализации в текущем и плановом периоде
- Формирование сводного бюджета проектов на текущий и плановый период Формирование и утверждение план-графика основных мероприятий Согласование условий реализации проекта с научными организациями и вузами
- Обеспечение профессиональной экспертизы реализации проектов по утвержденным темам проектов
- Организация педагогического сопровождения проектной деятельности (взаимодействие с методическими объединениями и/или лабораторией проектной деятельности)
- Продвижение лучших проектов для участия во внешних конкурсах и научно-практических конференциях
- Организация грантовой поддержки лучших проектов
- Работа с акселераторами для передачи успешных проектов и трансформации их в стартапы
Отличительной особенностью любого формата является формирование детско-взрослой общности на принципе горизонтальных связей людей, где дети являются проактивными участниками процессов, в которых реализуются сценарии первых предпрофессиональных и профессиональных проб для молодежи. Обучающиеся также принимают участие в решении организационных задач проектного офиса
Системность
Иерархия смыслов |
УЧИМ МЫСЛИТЬ ВОСПИТЫВАЕМ ОСОЗНАННОСТЬ ФОРМИРУЕМ ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ |
Баланс ценностей и целей | |
Способы деятельности | |
Технологии развития |
Очевидные преимущества. Мы работаем для Вас. Нам важны Ваши ценности и цели.
ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯРазвитие понятийного аппарата. Выделение способов деятельности. |
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННОСТИРабота с ценностями и целеполагаением. |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯРазвитие проектного сознания |
Работаем в трех проекциях: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты
ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-4 КЛАССЫ |
5-7 КЛАССЫ |
8-9 КЛАССЫ |
10-11 КЛАССЫ |
Технологии развивающего обучения |
КЛУБЫ МЫШЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ Основы конструирования Арт-проекты Эко-проекты |
Технологии исследовательской деятельности Метапредметы Схематизация Проблемное обучение |
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Наша Команда

Ирина Зайцева
Директор

Елена Тебенькова
Научный руководитель

Александр Юрченко
Директор по развитию
Содействуем коллаборации людей и организаций, которые получают преимущество от сотрудничества и вносят вклад в социальное и технологическое развитие.
НАША МИССИЯ — ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО МЫСЛИТ ГЛОБАЛЬНО!!!
ФОРМИРУЕМ КЛАСС РАЗВИТИЯ
Класс Razvitie — Умный класс — надтехнологический класс, способный создавать новые технологии, придумывать способы их применения, для решения проблем и задач человечества, имеющих глобальный характер
ЮРИЙ ГРОМЫКО
Умный класс
Идеальной моделью развития для Школы является Проектный офис, как детско-взрослая образовательная общность, характеризующаяся наличием миссии (социокультурной сверхзадачей) и связанная с каким-либо типом социокультурного сообщества.
В таком сообществе ценности, образцы и традиции заимствуются из сообщества, соответствующего типу образовательной организации, и преобразуются в определенный уклад.
Детско-взрослая образовательная общность имеет многопозиционную структуру, которая выходит за рамки должностной структуры организации.
Проектный офис
Детско-взрослая образовательная общность на основе горизонтальных связей живет по принципу саморазвивающейся общности, воспитывающей способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Сообщество формирует сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Детско-взрослое сообщество формирует ядро инновационно-образовательной экосистемы как многоуровневой сквозной системы, ориентированной на решение прорывных задач, реализацию проектов полного цикла и обеспечение роста личности на протяжении жизни
Преимущества сотрудничества
ЭКОСИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ |
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ |
ПОСТРОЕНИЕ СЕТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА |
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ |
Стоимость комплексного сопровождения учебного цикла не превышает годового фонда оплаты труда одного педагогического работника (исходя из средней заработной платы по региону)