Комплексный культурно-образовательный проект
Тип проекта: образовательные и наставнические проекты в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии);
Тематическое направление:
История страны. Вехи. Проекты, посвященные выдающимся деятелям и событиям в жизни общества и страны
Целевая аудитория: подростки 14-18 лет
География проекта 2022 г — г. Москва (район Северный), г. Оса, Пермский край
ЦЕЛЬ:
Создание условий для профессионального самоопределения подростков на наследии Великой Северной экспедиции Витуса Беринга
ЗАДАЧИ:
- Вовлечь подростков в проектную деятельность по развитию территорий по маршруту Великой Северной экспедиции (проведение проектных сессий, рефлексивных эссе).
- Вовлечь подростков в предпринимательскую деятельность по развитию культурно-познавательного туризма по маршруту Великой Северной экспедиции (разработка маршрутов, создание аудиогидов, программ событийных мероприятий, сценариев реконструкции исторического события и предпринимательских проектов по их реализации)
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Проект связан с важнейшим событием в истории открытий и освоения восточных территорий России — Великой Северной экспедицией (1733−1743 гг.) и личностью Витуса Беринга (1681-1741 гг.), ее командора.
До сих пор наследие экспедиции, касающееся сухопутных маршрутов по территориям Сибирского тракта, не в полной мере восстановлено и слабо освещено в школьных курсах географии и истории.
Проект будет реализован на участке бывшего Бырминского волока (г. Оса).
Познавательные туристические маршруты по данной территории представляют интерес для подростков различных регионов, в том числе и г. Москвы.
В связи с чем целевой аудиторией проекта являются подростки 14-18 лет школ №3 г. Оса и № 709 г. Москвы (более 1500 подростков).
За счет средств гранта предполагается обеспечить:
реализацию предпринимательских инициатив подростков под руководством наставников и экспертов от АНО ЦССИ “ТИР” и партнерских организаций (создание аудиогидов, организации исторических реконструкций в формате театральных мероприятий события — пребывания В. Беринга в г. Оса, производство атрибутики (сани-розвальни, кафтан, ермолка и др.), проектирование экспозиций, создание видео-контента на основе своих экспедиций).
Реализация проекта послужит базой для становления межрегионального объединения организаций и сообществ в сохранении культурных традиций, построении обновленных форм культурного досуга в регионе, вовлечение подростков в сферу социокультурного развития региона и туристской отрасли.
Уникальностью проекта в решении проблемы целевой аудиторией является
в отличии от музейных форматов
функциональность детских экскурсионных программ расширена от просветительства и патриотического воспитания к научно-исследовательским туристическим программам, практической профориентации через вовлечение в проектную деятельность. Результатом знакомства с историческими событиями Великой Северной экспедиции, судьбами замечательных участников экспедиции, являющихся мастерами своего дела, и созданным ими культурным наследием становится не только формирование гражданской идентичности и чувства гордости, но и на образце их жизненного и профессионального подвига происходит сдвижка в профессиональном самоопределении подростков.
в отличии от форматов школ в изучении Великой Северной экспедиции
сущность исторического события раскрывается не через исторические факты и карту географических открытий, но через открытие личностных, профессиональных и предпринимательских качеств участников Великой Северной экспедиции в ходе проживания этого события самими подростками на маршруте. Результатом изучения становится личное понимание/проживание Великости события и формирование образца качеств личности лидера изменений.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА
- Обеспечение поддержки школьного культурно-познавательного туризма: формирование в субъекте РФ маршрутов для ознакомления детей с достижениями Великой Северной экспедиции историей, культурой соответствующего региона, а также с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие.
- Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных детских туристско-краеведческих объединений в профильных и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях, способствующих повышению доступности детского туризма в регионах России.
- Расширение использования детских туристских программ как формы внеурочных занятий в образовательных организациях и обеспечение развитие детского туризма как элемента профориентации
- Патриотическое воспитание, формирование гражданской идентичности
- Воспитание кадров для социокультурной и креативной сферы
- Создание механизма работы целевой аудитории с историческим событием на основе вовлечения подростков в исследовательскую и проектную деятельность, образуя новую образовательную нишу между школьными и музейными форматами
- Создание фундамента для объединения организаций и сообществ в сохранении культурных традиций, построении обновленных форм культурного досуга в регионе, вовлечении подростков в сферу социокультурного развития региона и туристской отрасли
Модель факторов и условий для профессионального самоопределения подростков
Государственная политика в сфере образования:
- ФГОС (проектная деятельность)
- Концепция развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности до 2030 года
Школа
- Запрос на проектные форматы
- Запрос на современные форматы патриотического воспитания
- Запрос на профориентационные форматы
Государственная политика в сфере туризма:
- Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных детских туристско-краеведческих объединений в профильных и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях будет способствовать повышению доступности детского туризма в регионах России.
- Интеграция детского туризма в учебные и иные виды деятельности и расширение использования детских туристских программ как формы внеурочных занятий в образовательных организациях обеспечат развитие детского туризма как элемента профориентации.
- Разработка экскурсионных программ, реализуемых на базе музеев, интегрированных с общеобразовательными программами, позволит существенно повысить качество образования.
Подростки
- Ситуация личностного и профессионального самоопределения
Индустрия
- Разнообразные практики включения в проектные форматы
- Профессиональная среда и ресурсы
Условия для профессионального самоопределения подростков на наследии Великой Северной экспедиции Витуса Беринга:
|
- Повышение уровня субъектности в выборе профессии
- Формирование предпринимательских навыков в сфере культурно-познавательного туризма
- Самоопределение в историко-культурном пространстве страны времен Великой Северной экспедиции (какие события меняли развитие России и ее территорий; кто стоял за этими событиями)
Схема организации деятельности детско-взрослого сетевого туристско-краеведческого объединения (ДВСТКО), как агента развития креативных территорий
Компенсация в системе образования |
Образовательный фронтир |
Инструмент развития территории |
Полигон культурного и экономического развития |
Кружки существуют в сфере дополнительного или неформального образования на базе школ.
По направлениям исследований и проектирования деятельность координируется сетевым проектным офисом. Проектная и исследовательская деятельность может быть реализована в рамках предмета «Индивидуальный проект» |
Деятельность кружков организуется сетевым проектным офисом или методическим объединением (АНО ЦССИ «ТИР»)
Проектная деятельность направлена на формирование исследовательского, проектного и предпринимательского мышления |
Кружки становятся учебно-производственными и научно-исследовательскими площадками, на которых молодые люди вместе с заказчиками и экспертами создают продукты для решения проблем, актуальных для территории.
Организация системы сопровождения проектных команд. |
Детско-взрослое сообщество энтузиастов работает с ведущими учеными, инженерами и предпринимателями, прототипируют новые форматы организации жизнедеятельности людей на территории |
Муниципалитет ⇒ |
Формирование конкурентного образования на территории ⇒ |
Заказ на формирование креативной территории ⇒ |
Территориальное образовательное сообщество |
Школа ⇒ |
Отработка образовательных форматов и перенос их в школу ⇒ |
Школа становится базовой площадкой для кружков ⇒ |
Трансформация проектных команд в социокультурное сообщество |
Профессиональное образование ⇒ |
Проектное образование для наставников проектов ⇒ |
Конкурентное образование на стыке технологий, науки и педагогики ⇒ |
Новая, открытая школа |
Индустрия ⇒ |
Долгосрочные инвестиции в человеческий капитал на территории ⇒ |
Реализация проектов по развитию нового бизнеса на территории ⇒ |
Конкурентный бизнес |
Участники проекта
Оператор проекта: АНО ЦССИ «ТИР»
- Администрирование и финансовый менеджмент проекта
- Организационно-методическое сопровождение:
- Система сопровождения проектных команд
- Организация интеллектуального волонтерства
- Организация проектной и исследовательской деятельности в проектных командах в сетевом формате (проведение проектных сессий)
- Научно-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности (помощь в выборе направлений и тем, сценарии введения в проектную и исследовательскую деятельность, разработка программ исследовательской работы школьников в экспедициях, методическое сопровождение наставников, экспертиза проектов)
ШКОЛА | КУЛЬТУРА | МУЗЕЙ | МУНИЦИПАЛИТЕТ |
(ГБОУ Школа № 709 (г. Москва), МБОУ СОШ № 3 г. Оса) |
ОО «ПРО РТСРК» ООО «Маматов» |
Осинский краеведческий музей — филиал ГКБУК «Пермский краеведческий музей» | |
Организация работы команд:
|
Сопровождение реализации культурных инициатив:
|
Сопровождение реализации культурных инициатив:
|
Содействие реализации культурных инициатив:
|
Команда проекта
Руководитель проекта |
Региональный руководитель проекта |
Научный руководитель проекта |
Директор АНО ЦССИ «ТИР», преподаватель кафедры Психология образования ФГБОУ ВО МГППУ |
российский издатель, бизнес-консультант, путешественник. Один из основателей, директор издательства «М плюс Б» (1995–1998, 2004), директор Пермского книжного издательства (1999–2000), основатель и генеральный директор издательства «Маматов» (с 2005), руководитель проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции» (2017). Почётный гражданин Осинского муниципального района (Пермский край). Член Русского географического общества. |
доктор педагогических наук, Научный руководитель в АНО ЦССИ «ТИР», профессор КГУ, методист в ФГБОУ ИРПО |
Базовые образовательные учреждения проекта, руководители:
Дружинин Владимир Петрович, директор, ГБОУ школа № 709, г.Москва
Пирогов Юрий Николаевич (с 01.01.2022), директор школы № 3, г.Оса, Пермский край
Эксперты:
Коноплева Елена Андреевна, директор, Осинский краеведческий музей-филиал ГКБУК «Пермский краеведческий музей»
Клыкова Галина Ивановна, заведующий отделом истории Осинского краеведческого музея
Лобанов Дмитрий Алексеевич, руководитель, Военно-исторического клуба «Восточный рубеж», г. Пермь
Мегорский Борис Вадимович, кандидат политических наук, историк, руководитель клуба военно- исторической реконструкции “Лейб-гвардии Преображенский полк, 1709”, г. Санкт-Петербург
Партнеры:
Баричев Сергей Геннадьевич, генеральный директор “Audiogid.ru”, создание аудиогидов
Анненков Владимир Владимирович, к.г.н., РГО, Москва, Председатель комиссии краеведения и учебной географии
Кооперация данных экспертов обеспечивает:
✔ качественную методологическую базу,
✔ включение в проект лучших образовательных практик и кадров из научной и бизнес сферы,
✔ интеграцию создаваемых технологий в систему проектного образования и проектной деятельности
Что сделано ранее в контексте реализации проекта?
Проект инициируется не с нуля. Участники проекта имеют практический опыт в контексте задач проекта, но опыт этот реализован ранее сугубо в рамках отраслевой специфики: в сфере образования, в сфере культуры и туризма.
В части популяризации темы Великой Северной экспедиции мы опираемся на уже созданную экосистему продуктов Великая Северная Экспедиция (ООО “Маматов”, ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ»). У школьников есть образцы деятельности.
Коллектив Школы 709 г. Москвы имеет большой практический опыт в туристических походах.
Ряд инициатив подростков родились как раз по итогам участия в экспедициях по маршрутам Великой Северной экспедиции.
Участники проекта со стороны АНО ЦССИ “ТИР” имеют опыт организации проектных инициатив в детско-взрослых сообществах на основе горизонтальных связей людей и ресурсов. И при поддержке АНО ЦССИ “ТИР” уже ведется исследовательская и проектная работа со школьниками. Работу можно вывести на новый уровень, выйдя за рамки познавательного туризма и введя практико-ориентированный формат отработки образовательных задач школы, при этом решив задачи интеграции программ экскурсий, культурно-познавательных маршрутов в программы воспитания, профориентации, организации проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях . Этот опыт можно масштабировать и тиражировать в массовой практике школ. Целесообразно разработать систему организационного и методического сопровождения региональных туристско-краеведческих объединений (волонтерских отрядов), направленную на построение обновленных форм культурного досуга в регионе, сохранение культурных традиций, вовлечение подростков в сферу социокультурного развития местности.
Одним из замыслов проекта является отработка сетевых форматов межотраслевых проектов. Интеграция ресурсов разных отраслей позволяет более эффективно решать задачи. При реализации одного совместного мероприятия решаются задачи каждой отрасли. Нет необходимости формировать новые инфраструктуры. При формировании экосистемы и сообществ мы опираемся на уже функционирующие платформы, ресурсные базы держателей образовательных и культурных площадок, интегрируемся в линейку тематических мероприятий других инициатив.
В рамках проекта “Дорогами первых” идет отработка образовательных форматов в целях создания условий для профессионального самоопределения подростков для последующего переноса их в школу, в массовую практику.
Опыт команды проекта
Опыт руководителя проекта Зайцевой И.Н. в части управления ресурсами, привлечения инвестиций, взаимодействия с институтами развития, фондами:
- Опыт взаимодействия с институтами развития:
- работа в Фонде «Сколково» в качестве заместителя руководителя федерального проекта «Академия наставников» (отв. за формирование отчетности проекта);
- участие в разработке программы переподготовки методистов для системы образования при поддержке ФИОП разработчик, преподаватель, эксперт),
- взаимодействие с РВК и АСИ при реализации проектов дорожной карты «Кружковое движение НТИ»
- Наличие опыта работы с бюджетным финансированием с правом первой подписи в гос.учреждении: годовой объем бюджетов до 800 млн.руб.
Опыт регионального руководителя проекта Маматова И.Ю. в сфере культуры и туризма, а также по теме проекта:
Почётный гражданин Осинского района (Пермский край); член общественных организаций: Русское географическое общество, Российское военно-историческое общество, Российский творческий Союз работников культуры; почетный краевед Перми, член Союза писателей России, сопредседатель национальной ассоциации специалистов событийного туризма; член Экспертно – консультационного Совета МА «Сибирское Соглашение» по туризму; член КС по туризму и туристской деятельности при Агентстве по туризму и молодежной политики Пермского края, член Комитета по детскому и семейному туризму Российского Союза Туриндустрии. Руководитель проектов: «Тур-перезагрузка»; Арт-форум «Маршрутами Камчатских экспедиций Витуса Беринга»; передвижная интерактивная выставка «Экспедиция Беринга». Консультант сериала «Витус Беринг» (Дания, канал DR). Исп. продюсер цикла фильмов «По следам Витуса Беринга» (ТК «Звезда»). Лауреат Пермского края в области культуры и искусства (2012, 2019).
Научно-исследовательский опыт и опыт работы с гос. финансированием научного руководителя проекта Тебеньковой Е.А.
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования на тему «Педагогические условия формирования экологической компетентности у студентов университета (на примере общепрофессиональных дисциплин специальности «География»)»
- Докторская диссертация (доктор педагогических наук) по специальности 13.00.02 – теория и методика естествознания «Гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников»
- Наличие привлеченного в проект государственного финансирования, источник и размер такого финансирования: разработаны инновационные образовательные программы, получившие гранты (в общей сумме 200+ млн.руб.) по Приоритетному национальному проекту «Образование».
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА 2022 ГОД
- Разработка системы организационного и методического сопровождения региональных волонтерских отрядов, направленную на построение обновленных форм культурного досуга в регионе, сохранение культурных традиций, вовлечение подростков в сферу социокультурного развития местности
- Создание условий для преемственности образовательного процесса между общим средним и дополнительным образованием подростков на основе метапредметных компетенций
- Разработка сценариев включения школьников в проектную и исследовательскую деятельность на материале Великой Северной экспедиции
- Вовлечение в волонтерский академический отряд добровольцев-исследователей истории Великой Северной экспедиции не менее 50 подростков 14-18 лет г. Москвы и г. Осы.
- Организация проектной и исследовательской деятельности со школьниками (проведение проектных сессий со школьниками)
- Разработка научно-исследовательских маршрутов (технологические карты, аудиогиды) для детского туризма по Пермскому краю (на участке Сибирского тракта: Оса — Бырминский волок — Кунгур — Суксун).
- Разработка концептуального решения социокультурного события, мероприятия, направленного на сохранение культурного наследия региона.
- Организация реконструкции исторического события в контексте предпринимательской инициативы школьников при формировании ниши в культурно-познавательном туризме и событийном туризме.
- Организация с участием школьников производства атрибутики (экспонатов) исторического события (сани-розвальни, предметы одежды периода Великой Северной экспедиции) для использования в событийных мероприятиях и последующего дара Осинскому краеведческому музею
Направления вовлечения подростков в креативную деятельность по теме Великой Северной экспедиции
- Разработка экскурсионных и туристических маршрутов
- Создание аудиогидов
- Проектирование экспозиций
- Сценарии исторических реконструкций
- Создание видеоконтента (ролики)
- Рассказы и статьи
- Перфоманс
Результаты творческой деятельности детско-взрослых сообществ
Результатом творческой деятельности детско-взрослых сообществ на базе школ № 709 г. Москвы и №3 г. Осы станет:
1) создание нового тематического историко-культурного контента для Русского географического общества, музея г. Оса и школьного музея;
2) туристические программы на территории Пермского края, в том числе с привлечением передвижной выставки “Витус Беринг. Экспедиция на край земли” (презентация в Приложении);
3) написание литературных рассказов для детей и молодежи об ученых Академического отряда Второй Камчатской экспедиции, художниках, музыкантах, геодезистах и иных участниках экспедиции Беринга;
4) издание серии тематических почтовых открыток.
КАЧЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА
- Повышение уровня субъектности в выборе профессии (проведение диагностики)
- Формирование образа лидера изменений, на биографии участников Великой Северной экспедиции (анализ рефлексивных эссе)
- Повышение проектной компетентности (проведение диагностики до и после)
- Формирование предпринимательских навыков в сфере культурно-познавательного туризма (наличие предпринимательских проектов)
- Самоопределение в историко-культурном пространстве страны времен Великой Северной экспедиции (какие события меняли развитие России и ее территорий; кто стоял за этими событиями)
- Повышение интереса к изучению наследия Великой Северной экспедиции
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
2022 – 2024 Обеспечение поддержки детского культурно-познавательного туризма: формирование в субъекте РФ маршрутов для ознакомления детей с историей географических экспедиций и открытий, а также с биографией первооткрывателей, внесших весомый вклад в развитие России и ее территорий. |
|
2022 – 2024 Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных детских туристско-краеведческих объединений в профильных и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях, способствующих повышению доступности детского туризма в регионах России. |
|
2022 – 2023 Разработка, апробация и интеграция учебных кейсов в программы исследовательской и проектной деятельности, реализуемых в рамках внеурочной деятельности и предмета «Индивидуальный проект» (на материалах Великой Северной экспедиции) |
2023 – 2025 Интеграция программ культурно-познавательных маршрутов в программы воспитания и организации проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях как элемента профориентации. Актуализация единиц содержания учебных предметов с учетом материалов по Великой Северной экспедиции. Разработка экскурсионных программ, реализуемых на базе музеев, интегрированных с содержанием основных образовательных программ. |